Господа, спасибо всем откликнувшимся!
Видео-супер, всего полторы минуты, но более, чем понятно!

Хорошая защита от граблей)))
Update:
К сожалению, без фотоотчета, так как сделано было неожиданно быстро - а хотел только подготовиться...
Если сослаться на видео на предыдущей странице, то поэтапно:
(крышки снимаются легко, фиксаторы грамотные - легким поддеванием отверткой, без фанатизма)
- снял катушку ремня, убедился, что шарик девственно чист, свободно перемещается в (датчике положения?) кронштейне, а ремень всё равно блокируется, пошел дальше.
- снял пластиковую крышку механизма инерционной блокировки, под ней обнаружился маховик с пластиковой собачкой, у которой банально (как-не понимаю) соскочила пружинка и, вместо того, чтобы удерживать её в одном положении, давила на неё в противоположном.
- вернул пружинку на место, всё собрал, проверил - всё работает

Насколько понял, тот самый шарик блокирует ремень в двух случаях: значительном отклонении положения кузова от горизонтали и резком ускорении (в любом направлении),
а металлический маховик обеспечивает блокировку при резком "выдергивании" ремня.
P.S. Хроническая болезнь "ленивого ремня" кроется не в катушке, а в канале за накладками, который создает высокое сопротивление скольжению.