Петербург-Нарва-Таллин-Петербург
Когда готовился к новогодней поездке в Эстонию, не нашел свежих впечатлений от путешественников по этому маршруту. Так дело оставлять нельзя, а рассказать есть о чем. Прошу учесть, что это первый мой опыт выезда за границу на авто.
Пару слов об авто:
Рено-Меган, эстейт (с европейского – универсал), 2006 года выпуска, 1.6 литра, на ручке.
В пути вел себя достойно, не вызвал никаких нареканий. Пройдено 850 км. Средний расход 7,5 л/100 км, средняя скорость… 34 (тридцать четыре!!!!) км/ч.
Вот о причинах средней скорости и будет мой основной рассказ.
Петербург-Ивангород.
Выехали около шести утра. Колонна из пяти машин, ночь, местами мокрое шоссе, поэтому скорость редко была выше 90 км/ч. Примерно в 9.30 въехали в Ивангород. Перед въездом, на заправке ПТК, которая первая с правой стороны, купили за 40 рублей зеленый талончик. Этот талончик не имеет никакого отношения к пограничникам и, по моему мнению, есть кидалово проезжих местными в чистом виде. Этот талончик потом потребует небритый дядька на спуске к реке Нарве, непосредственно перед переходом. Особо наглые талон не берут, дядьку посылают. Кто не сумел переспорить – отправляются к заправке за талоном. Остальные (и аффтар) стоят в очереди с талоном.
Сразу за заправкой пост ГИБДД, там потребуют предъявить загранпаспорта с визами, мы же за границу едем, а не в Ивангород к теще! Те, кто к теще, могут дальше не читать.
Едем по улице прямо, через некоторое время упираемся а перекресток, после которого улица ныряет к реке, а из этой улицы заворачивает направо (мимо автобусной станции) длиннющий хвост наших коллег-автотурЫстов. Быстренько, не зевая, пристраиваемся в хвост. Начинаем ждать.
Ждем… Мы ждали своей очереди на российскую таможню четыре часа. Почему? Я так и не понял. Перед нами было 3-4 десятка машин. На самой таможне вся процедура заняла 5-7 минут. Машины шли в два потока. ((40/2)*7)/60, четыре часа не получается .
У автобусов и фур своя очередь. Фуры стоят в очереди справа, уходят налево. Автобусы проезжают без очереди и уходят направо. Легковушки стоят в очереди в левом ряду и уходят направо, к автобусам.
У самого въезда на пропускной пункт – шлагбаум. Внимательно следим за его хозяином –пограничником. Подходим/подъезжаем, только если позовет. В руке держим загранпаспорта на всех кто в машине. Предъявляем. Вместе с паспортами нам должны дать две одинаковые бумажки: Декларация. Они заполняются владельцем автомобиля одинаково. Как заполнять – более менее понятно: не вывозим ничего декларируемого, кроме автомобиля, что чистосердечно указываем (галочка «вывоз»).
После шлагбаума забираем вправо и подъезжаем в 3 или 4 ряд справа от большого здания.
Белую поперечную полосу без приглашения не пересекаем, если перед нами другой автомобиль.
Последовательно проходим две будки. Остановок будет три: две у будок, и между ними для досмотра авто. Пассажиров высаживаем на первой остановке и сажаем обратно на последней.
На первой остановке водитель (владелец т/с) предъявляет заполненную декларацию, загранпаспорт и рег. свидетельство на т/с. Один экземпляр декларации с подписями и печатями отдают вам. Берегите его! Отдадите при возвращении.
После этого проезжаем за белую линию, глушим двигатель, открываем багажник и капот, готовимся подвигать багаж и ответить на вопросы про него.
Пройдя досмотр переезжаем к второй будке. Каждый выезжающий ЛИЧНО предъявляет загранпаспорт пограничнику в будке. Выезжающих детей тоже необходимо показать. В паспортах ставят штамп о выезде.
Все. Впереди дьюти-фри, в который запускают как баранов, группами. Позорище.
ВАЖНО!
Уже на спуске к реке проблематично найти отхожее место. На пропускном пункте есть туалет. Один. В него общая очередь и для автобусов и для легковушек. Так что попасть в него сложно. И после второй будки попать туда уже нельзя. Нарушение режима, блин. Я не успел. Следующая возможность представиться только в Нарве, после прохождения контроля. Там на площади, слева (мы только что счастливо выехали их эстонского пропускного пункта!) Есть платный туалет. Не круглосуточный!
До 22.00.
По эстонскому времени (+1 час).
Итак, после дьютика подъезжаем к последнему российскому шлагбауму. Там, по команде пограничника подходим, подъезжаем с паспортами к пограничнику. Все! Нейтральная территория. Мост через Нарву.
На котором мы провели два бесконечных часа.
Фуры и автобусы идут вне очереди по правой полосе. Легковушки застряли в левой. Мимо неспешно проходят Ивангородцы и Нарвочане , которые переходят границу пешком значительно быстрее.
Стоим.
Здесь я так-же не сумел понять, куда девается время, когда подошла наша очередь, на всю процедуру ушло 5 минут.
На эстноском берегу Нарвы нас ждет эстонский пограничник, который не очень хорошо понимает по-русски (или делает вид?). Он управляет очередью. Следим за его руками.
Преодолев подъем, ждем когда поднимется шлагбаум на въезд в таможню. Коридоров четыре, работают не все. В какой направят – как повезет.
Предъявляем сразу в одну будку и документы на машину и, лично, загранпаспорта. Детей предъявляем. Забираем документы со штампиками о въезде. Досмотр проходит в это же время. Возможно, открыть капот, обязательно багажник. По просьбе - подвигать багаж, ответить на вопросы.
Все. Вы в Эстонии! Каких-нибудь шесть с половиной часов.
Прямо у таможни слева и справа две будки – обмен валюты. Один работает круглосуточно, но в нем курс хуже. В левом дальнем углу площади есть обменник HansaPank (вроде нашего Сбербанка?). Работает, как и все банки, с ленцой .
Не буду рассказывать про отдых в коттеджах под Нарвой. Общая оценка – не стоит своих денег. Как в анекдоте – бедненько, но чистенько. Обязательно проверяйте качество предлагаемых услуг (баня, сауна и т.п.) и их цену. Как вам прокат полотенца за 50 крон? Может оказаться, что заплатите деньги неизвестно за что, или наоборот, получите «на халяву» отличный сервис.
В Таллине понравилось значительно больше. Все интересное сосредоточено в одном месте (Старый город), в пределах 20 минут ходьбы. Лучше селиться прямо в Старом городе. Оно того стоит.
Эстонские автолюбители не боятся нарушать скоростной режим до 20 км/ч. К разметке относятся крайне непочтительно. По дороге из Таллина и назад видел по одной засаде. Одну прямо на въезде в Нарву.
Проход границы обратно: пять часов.
Похоже, предприимчивые жители Нарвы наладили неплохой бизнес на транзитных автомобилях. Как?
На въезде в Нарву со стороны Таллина вы обязаны повернуть на светофоре направо и проехать до накопительной площадки-отстойника. На въезде вам выдадут жетончик с вашим номером в очереди. На выезде из отстойника вы обменяете этот жетон на талончик, который надо будет отдать небритому мужику перед шлагбаумом на таможню. Ничего платить не надо. По идее, организовав очередь в отстойнике, жители славного города Нарвы избавили себя от очереди на таможню на улицах. Благородная и правильная идея. Если бы не…
Когда, простояв четыре с половиной часа холостого хода (сильно похолодало, двигатель не выключал) в этом отстойнике вместе с такими же лохами, я таки был выпущен с заветной зеленой бумажкой на волю, и, подъехав к таможне уперся, в очередь из семи машин. Как вы думаете, сколько из них были из отстойника? Правильно, ни одной!
Далее, процедуры повторяются на Эстонской таможне в том же порядке, на русской – в зеркальном. В полночь на въезд в Эстонию перед таможней стояла такая-же по размеру очередь, которую отстоял на въезде я. На русскую таможню, на выезд из России, очереди не было. Там вообще не было никакой очереди.
Выводы?
В Эстонию на машине я больше не поеду.