Строительство нового «поместья» может стоить премьеру карьеры
Такие красоты еще поискать!
Как бы «Единая Россия» ни доказывала обратное, премьер – тоже человек и, как и все смертные, не прочь отдохнуть. Одно из любимых мест проведения досуга у Путина – Горный Алтай.
Санаторий «Марьино» в Белокурихе (Алтайский край) даже прозвали путинским. Во время остановки здесь премьер бронировал все здание для своей семьи, персонала и снайперов на крыше. Прошлым летом Путин попутешествовал на вертолете по Республике Алтай (это уже совсем другой субъект Федерации). Остался доволен.
– После его отлета в Онгудайском районе собрали жителей сёл и так и сказали: «Ваша земля понравилась Путину», – поделилась информацией публицист, политолог Юлия Латынина.
Местные уточнили:
– Устье Урсула понравилось его дочкам. Они там сплавлялись летом.
Места-то в районе сказочные: в горах – косули да медведи (заказник неподалеку), на склонах можно сделать горнолыжку. Уже зимой к земле, где, по алтайской легенде, раскинется поместье премьера, спешно начали прокладывать трассу.
– Друг работает геологом, сейчас в командировке по строительству этой дороги, – пояснил мне один человек с Алтая. – «Поместье Путина» – это база в месте, где река Урсул впадает в Катунь. Друг говорит, Путин эту базу отдыха выкупил, чтобы на ее месте построить свою.
Потревожили мертвых
Сам выкупил (если выкупил) или попросил кого, но дорогу к базе действительно тянут.
– Техническую уже проложили, собираются класть асфальт, – вздохнул депутат Курултая Рес- публики Алтай Сергей Михайлов. – Это 21 километр от Чуйского тракта, по ущелью вдоль реки Урсул. От нас туда человек ходил на разведку. Рассказал, что строители уже взорвали большие участки гор, разворошили два курганных могильника и разрушили священный родник-аржан. Под угрозой еще одна алтайская святыня – гора Эне-Межелик.
– От самого Урсула осталось очень мало, – добавил Станислав Славян, который организовывал по ущелью рафт-туры и теперь рискует лишиться клиентов. – Со слов моего друга, который там работает, река рисует новую лоцию.
Есть риск того, что из-за взрывов и изменения русла появится новый порог на Катуни – главной горноалтайской реке, в которую впадает Урсул. А значит, летом могут быть жертвы среди рафтеров, которые любят здесь плавать. Алтайцы уже поговаривают, что за потревоженные могильники духи примутся мстить, приводя в пример «алтайскую принцессу»: после вскрытия ее кургана в 93-м в регионе началось землетрясение, участились пожары и ураганы, а уровень заболеваемости стал расти. Мистика, конечно, но может, от греха подальше не ворошить могилы?
Течет вода Катунь-реки, куда велят газовики?
Поиск информации о строительстве самого поместья тоже обернулся мистикой.
– Губернатор Бердников мне заявил, что это будет база Газпрома, – рассказал депутат Михайлов. – А когда я спросил, производственная база или база отдыха, ответил: «Думаю, это будет орган управления по строительству и дальнейшей эксплуатации. Ну а если будет база отдыха, тоже хорошо».
В Газпроме уточнить информацию «Собеседнику» затруднились, переадресовав в «Газпромнефть». Территориально делами компании в регионе ведает «Газпромнефть-Алтай», но, заслышав про урочище Урсула, ее представитель Роман Лебедев напрягся:
– Вам это зачем? Не знаю ничего. Обратитесь в центральный офис в Москву.
Однако пресс-секретарь «Газпромнефти» Алла Сапун также не смогла сообщить, кто строит, что строит и на какие деньги. Зато спустя несколько часов в Интернете появилась оперативная утечка информации («Это вы их спугнули», – пояснили «Собеседнику» в Курултае): «Газпромнефть» построит в Онгудайском районе Республики Алтай санаторно-курортный комплекс «Алтайское подворье»… Объем инвестиций составит не менее 1,5 млрд рублей… Строительство поддержано районной администрацией…» Ну, и т.д.
Как всё запутано в Онгудайском королевстве
Казалось бы, пахнет газом, а не Путиным. Однако общение с главой администрации Онгудайского района Мироном Бабаевым все снова запутало.
– Да, мы разрешили строительство, – подтвердил он.
– Строительство чего? – уточняю. – Поместья Путина?
– Не знаю я, – замялся глава. О как!
– Не знаете, строительство чего вы разрешили? Может, – подсказываю, – базы отдыха «Газпромнефти»?
– Да нет, при чем тут Газпром, – явно обиделся за честь района Бабаев. О легенде про «Алтайское подворье» ему, видимо, забыли сообщить. – Тут более важное значение! А вообще, для нас главное, чтобы все по закону было.
Дорога ведет под крупный штраф?
Вот только оказалось, что даже не само поместье Путина, а лишь дорога к нему уже способна до Уголовного кодекса довести. Оказывается, деньги на дорожную инфраструктуру этого частного объекта капнули из бюджета – между прочим, миллиард рублей, с перспективой увеличения суммы до 3 миллиардов! Лично Путин раскошелился? Читаем правительственное постановление от 24 декабря 2009 г. №1081: «В соответствии с частью 6 статьи 25 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» направить… 1.000.000 тыс. рублей на… софинансирование инвестиционного проекта по строительству примыкания к автомобильной дороге М-52». Солидно звучит? А теперь та самая часть 6 статьи 25 закона: «Правительство… вправе направить… средства федерального бюджета в размере до 175.000.000,0 тыс. рублей на реализацию мер по поддержке финансового рынка». То есть исключительно на стимулирование банковского сектора, но никак не на дороги. Тут уже не «Газпромнефтью» пахнет, а «нецелевым расходованием бюджетных средств», совершенным группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере, статья 285 часть 2 УК РФ.
И грозит, в случае чего, подписавшему такое постановление премьеру штраф в размере трехлетней зарплаты (а только за прошлый год он получил около 4 миллионов рублей) и еще много чего.
В такой сценарий верится с трудом, но теоретически непростая для сплавов река Катунь вполне может стать для премьера политической катынью. Алтайские духи не любят, когда нарушают покой мертвых.
Vip-туристы на Алтае
Кроме Путина, в алтайских горах бывают спикер Госдумы Грызлов и крестный отец приватизации Чубайс, олигархи Лебедев и Евтушенков, глава Сбербанка Греф и министр финансов Кудрин, такой кворум сенаторов и депутатов, какого на заседаниях не увидишь. Не всегда их отдых завершается удачно. Полтора года назад министр иностранных дел Лавров получил серьезную травму глаза, а полпред президента в Госдуме Косопкин прошлой зимой и вовсе погиб при крушении вертолета во время браконьерской охоты на священного архара.
Продолжение!
В прошлом номере «Собеседника» мы напечатали статью нашего корреспондента Олега Ролдугина «Алтайское проклятие Путина?», где рассказали о странной стройке в Республике Алтай. По одной из версий, речь идет о строительстве там нового поместья для премьера, к которому ведут дорогу стоимостью больше 1 млрд руб. Деньги на нее выделены из госбюджета. При строительстве трассы разрушаются древние курганы, а река Урсул, впадающая в полюбившуюся рафтерам (среди которых – Владимир Путин и Сергей Лавров) Катунь, стала менять свое русло… После выхода статьи в «Собеседник» позвонил пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков.
Премьер тут ни при чем?
– Владимир Владимирович не имеет отношения ни к этой дороге, ни к этой стройке, – заверил «Собеседник» пресс-секретарь Путина. – Он действительно не раз бывал на Алтае и в прошлом году облетал на вертолете Онгудайский район вместе с губернатором, но не был в том месте, о котором вы пишете.
– А где он обычно останавливается?
– В санатории, который принадлежит АФК «Система» – в туркомплексе Altai Village. Это готовый объект, там ничего не надо строить. Путин там проводит по 2–3 дня, потом уезжает. Вы пишете про дочерей Владимира Владимировича, которые якобы сплавлялись в тех местах недавно, а они там не были уже года три…
– Но строительство дороги в ущелье Урсула вы вряд ли будете отрицать?
– Не буду. Дорога действительно строится, и действительно местные власти запрашивали деньги на ее строительство. Это ведь неплохая идея – дорога нужна для развития инфраструктуры и туризма.
– Как получилось, что в постановлении правительства деньги на эту дорогу выделены по статье «поддержка финансового рынка»?
– Такое допускается. Средства иногда перекидываются с одной статьи на другую. Не знаю, как было в этом случае, но, видимо, статья, по которой финансируется дорожное строительство по заявкам регионов, была исчерпана, поэтому деньги перекинули с другой. В любом случае к федеральной власти это строительство отношения не имеет. Кстати, мы проверяли – дорога идет по старому руслу реки и никакие могильники не затрагивает.
– У кого вы проверяли?
– У строителей дороги. А сам объект строит «Газпромнефть».
– А нам рассказывали местные жители. Едва ли они стали бы лукавить, ведь по местным обычаям это считается святотатством. Еще один вопрос. Если все так, как вы рассказываете, почему «Газпромнефть» отказывается давать комментарии? На какие деньги там все строится?
– На корпоративные. Но я позвоню им, узнаю, почему они не хотят отвечать.
Казенная дорога в ведомственный дом
Спустя пару часов в «Собеседник» позвонила пресс-секретарь «Газпромнефти» Екатерина Стенякина с предложением ответить на наши вопросы по алтайской стройке.
– Что собой будет представлять строящийся комплекс?
– Рекреационный комплекс гостиничного типа. Он сооружается в рамках мараловодческого хозяйства, в которое входят огороженные лесные угодья и ферма по разведению маралов. Комплекс ведомственный, однако рассматривается возможность бронирования номеров не только сотрудниками Газпрома. «Газпромнефтью» утвержден генплан строительства. Получено разрешение от администрации района. В настоящее время в полном объеме выполнены инженерно-изыскательские работы, построен вахтовый поселок для проживания строителей и базирования техники. Завершить работы планируется в 2011 году. В настоящее время происходит финальное согласование проектной документации.
– Как и кем выбиралось место для строительства – места-то труднодоступные. Не связано ли это с прошлогодним визитом Путина в регион?
– Место было выбрано руководством группы «Газпром» по рекомендации руководства Республики Алтай в рамках оказания помощи региону в социальном развитии.
– Местные жители говорят, что дорогу строит Газпром (даже грузовики газпромовские), а глава района уверяет, что нет. Кто прав?
– Вопросы строительства транспортной инфраструктуры региона, и в частности строительства дорог различного назначения, находятся в ведении органов власти Республики Алтай.
– Сообщается, что решение о строительстве санаторно-курортного комплекса «Алтайское подворье» было принято в прошлом году. Нельзя ли уточнить, когда именно?
– Осенью 2009-го. В ноябре – декабре компания приобрела у ряда собственников около 400 га земель сельхозназначения. Также в декабре по конкурсу, проведенному администрацией региона, было приобретено право на аренду 1380 га лесного фонда.
– То есть решение о строительстве комплекса было принято еще до выделения правительством миллиарда рублей на постройку дороги? Вряд ли компания стала бы возводить объект в недоступном для посещения районе, ведь строить транспортную инфраструктуру самостоятельно означало почти вдвое (с 1,5 до 2,5 миллиардов рублей!) увеличить затраты. И тогда, получается, дорогу к ведомственному комплексу прокладывают на бюджетные средства.
Этот вопрос г-жа Стенякина переадресовала алтайским властям, которые утверждали буквально следующее: «Особое внимание при строительстве дороги будет уделено сохранности памятников истории и культуры. Специалисты Агентства по культурно-историческому наследию провели проверку наличия памятников археологии в месте строительства. В полевой сезон 2010 года здесь будут проведены аварийные археологические работы в виде раскопок курганных комплексов (всего обнаружено семь курганных могильников), переноса объектов, содержащих памятники наскального искусства (два объекта)».
Ответы получены, а вопросы остались
Прежде всего непонятно, почему дорогу начали строить в дикой спешке, лютой зимой. Ведь, кроме «Газпромнефти», она там никому так оперативно не нужна. И почему археологические изы-скания запланированы только на этот полевой сезон? Техническая-то дорога уже проложена, и что-то раскапывать уже поздно. И зачем, как сказано, нужно вскрывать курганы археологам, если это противоречит местным верованиям, и вообще, два могильника уже затронуты строителями дороги? И для чего нужно переносить памятники наскального искусства, если нас уверяют, что трасса ничего не разрушит?
В этой истории больше вопросов, чем ответов, но и маралу понятно, что строительство дороги как-то согласовывалось между Газпромом и Белым домом. Иначе с чего бы вдруг правительство решило проложить дорогу именно в этом месте, Алтай-то большой? Впрочем, в компании уверяют, что Путина о субсидии попросили местные власти. Что ж, такое тоже возможно…
В связи с этим мы обратили внимание на одну «политическую примету». Стоило приморскому губернатору Сергею Дарькину дать добро на строительство в регионе новой резиденции президента, как его тут же переназначили на новый срок. Стоило главе Республики Алтай Александру Бердникову решить вопрос строительства «Алтайского подворья», как спустя несколько дней переназначили и его (хотя именно Бердникова называли организатором прошлогодней браконьерской экспедиции, во время которой погиб представитель президента в Госдуме Александр Косопкин)…
Источник