Пролог здесь: /forum/index.php?showtopic=20173
День первый
Стартовали в субботу, 11 июля, в 02.00. Рено Меган в качестве ведущей, Форд Фокус в качестве ведомой. Так и ехали всю дорогу.
Время старта выработано практически ежегодными поездками в Крым: пока темно, едешь по местным, знакомым дорогам, а с рассветом въезжаешь в знаменитую своими злыми ГАЙцами Чувашию.
Вообще, в этой поездке нам повезло, остановлены были только один раз, под Одессой, ночью. Больше общения не было (ну мы и не нарушали особо).
Маршрут первого дня знаком: Чебоксары-Саранск-Пенза-Тамбов-Воронеж-Курск.
Дороги практически все отремонтированы, ремонтов практически нет. Водитель Фокуса был удивлен трассе Саранск-Пенза, которая на карте не отмечена. Часть ее не знал и мой навигатор (карта Дороги России 5.13) Забегая вперед, скажу, что навигатор 99,9% времени работал в режиме карты, что очень удобно. На Фокусе стоял радар-детектор, но пользы от него мы не заметили.
7.30-Саранск
8.30-Пенза (пересечение с М5). Проехали 16 км по Волгоградской трассе, ушли направо, на Тамбов.
11.30-Тамбов. Перекусили как всегда в Липовицах.
16.00-Воронеж. Прошли город за 45 минут, в принципе уложились в расчетное время.
19.00-Въехали в Курск. Город прошли по легенде, которую дали мне на одном Курском автофоруме, где-то за полчаса. Остановились на ночлег в мотеле на Курской объездной в районе Моквы. У меня была мысль, доехать до Суджи и там заночевать, но я не был уверен, что там есть ночлег. Номер на троих вышел где-то около 1300 рублей, чек не сохранился. Условия неплохие.
День второй
Старт в 5.30. Пошли по М2 в сторону Крыма, через несколько км ушли по указателям на Суджу, Сумы направо.
На въезде в Суджу справа увидели что-то вроде мотеля, по крайней мере, вывеска была. Заправились на АЗС сразу после моста, справ (по опыту 2006 года больше АЗС не было).
Выехав из Суджи, видим большой работающий мотель, и новенькую АЗС. Если останавливаться в нем, можно было сэкономить 1,5 часа трассового времени!
Границу проходили долго, пришлось пару раз переписывать декларации на временный вывоз авто, много времени ушло на забивание данных в компьютер одним пальцем, с поиском следующей клавиши. Как сказал один мультяшный ослик: ДУШЕРАЗДИРАЮЩЕЕ ЗРЕЛИЩЕ!
На украинской стороне проблем не было, ее прошли минут за 15. В итоге прошли границу за 2 часа, а с учетом разницы во времени - за час.
В Юнаковке остановились у кладбища, пошли искать могилу моей бабушки, но не нашли, все заросло травой. Не беспокоя многочисленных сумских родственников, проехали Сумы, вышли на Киевскую трассу.
Небольшое финансовое отступление. У меня был пластик, и небольшое кол-во валюты, а вот во второй машине были только дензнаки, что создавало определенные проблемы. Обменники утром в воскресенье не работают! Увидев на трассе в каком-то селе неработающий банк и банкомат возле него, пришлось снять с моей карты гривны сразу на двоих.
В Ромнах ушли на север, на трассу на Бровары, хотя указатели на Киев упрямо показывали на юг. Дело в том, что мой товарищ из Киева должен был ждать нас на въезде в Киев со стороны Бровар, в районе метро «Лесная».
Позавтракали в какой-то деревушке после Ромн, очень неплох был борщ. На открытой веранде кафешки были не убраны остатки субботних ночных посиделок: пиво, кола и шелуха от семечек в огромном количестве! Очевидно, разговор был долгий…
Дорога до Киева была достаточно пустынна, настроение испортили две огромные фуры с надписью «ИНТЕР» и тарелками на крыше, очевидно передвижной телевизионный комплекс. Вот от них я и получил каменюку в лобовое! Кое-как их смогли обогнать.
В Киев въехали в 13.00. Андрей подъехал практически одновременно с нами, обменялись сувенирами, встали ему в хвост. Киев прошли быстро, где-то за час, вышли на Житомирскую трассу.
15.00-Житомир. Въехали в город, прямо, никуда не сворачивая, уперлись в центральную площадь, повернули налево, и сразу направо, мелькнул указатель: Хмельницкий-прямо!
Кстати, в Житомире видели последнюю российскую машину, и это был Рено-меган, кажется 73 регион, который ушел налево, на Винницу. Больше российских машин я лично не видел до возвращения в Украину. За Житомиром, в Чуднове, ремонт моста, все машины уходят направо, в объезд. Пришлось накрутить лишних километров 50. Вышли на трассу в Любаре. От Любара до Константинова начал накрапывать дождь, который под Хмельницким превратился в ливень, скорость упала до 20 км, сплошная стена воды, ничего не видно.
18.30-Хмельницкий.
Город проходим по указателям на Черновцы, но они для фур, хотя надо было на первом кольце на въезде уходить не налево, а направо, до Т-образного перекрестка, на нем повернуть налево, и ехать все прямо на выезд на Черновцы.
Перекусили в кафе на трассе в крупном поселке за Хмельницким, справа. Вкусно и недорого.
В Каменец-Подольский въехали уже в сумерках, остановились в мотеле на АЗС на въезде в город, там дорога раздваивается, налево на Черновцы, направо в центр. АЗС стоит как раз на развилке между двумя дорогами. Мотель достаточно стремный, вход в него через кафе, где всю ночь квасили усатые дальнобои-западэнцы. Номера с удобствами «в коридоре» стоят 100 гривен. Люкс-200. Стоянка рядом, охраняемая, 5 гривен.
День третий
Выехали в 6.00, поехали по главной улице прямо, игнорируя одинокий указатель Черновцы-налево, и не ошиблись. Перед мостом увидели пару мотелей, справа и слева, за мостом еще один справа. Так что с ночлегом в Каменец-Подольском проблем нет, тем более есть несколько приличных гостиниц в центре города.
Перед Хотином слева был еще один указатель на мотель, км в 20 от Каменец-Подольского.
7.15. Въехали в Черновцы, на подъезде проехали несколько сел с очень приличными особняками. Да, живут на западной Украине очевидно, неплохо!
Новую трассу въезда в Черновцы через мост навигатор не знает, по его мнению, ехали прямо по воде . После моста на горке большой новый мотель, (это автотуристам на заметку). Черновцы проехали по указателям для фур, ну мы люди привычные.
Памятуя информацию с форума на http://wwwboards.auto.ru/travel что последняя АЗС до границы в Тарашанах, заехали на типично колхозную заправку на въезде в эти самые Тарашаны, слева. Бензин оказался неплохой. Через километр, на выезде из поселка справа нарисовалась большая, новая заправка, где сливался бензовоз. Перед самой границей, слева была еще одна брендовая заправка, кажется, OMW! Бизнес не стоит на месте. Хотя информация в ФАКе на форуме была всего лишь двухлетней давности, и на тебе, какие различия!
К границе подъехали в 7.45.
Подъехав к границе, уткнулись в хвост примерно из 30 румынских развалюх-Дачий, ржавых, битых, местами с дырами, заклеенными скотчем. Да, не повезло. Однако через пару минут подошла женщина и сказала, что надо ехать сразу на КПП –«А они тут ждут другого». Как мы позже поняли это были перевозчики пешеходов через границу, а может и нет.
На границе все было быстро, вежливо и культурно: въезжаем в Евросоюз!
Украинская граница -20 минут, и то из-за пересменки. Из машины выходил только я, багажник не открывался. На Румынской границе отдал паспорта в окошко, спросил про виньету. Пограничник показал на будку с другой стороны машины. Виньета (оплата дорог) на неделю стоит 3 евро или 4,5 доллара, с пятерки сдачи не было, ну и ладно. Виньету на стекло клеить не надо, достаточно положить в документы. За ее отсутствие – штраф 100 евро. Через 3 минуты пограничник отдал документы, махнул рукой и сказал: -Болгария-транзит 5 ден! Выезжаем за КПП, встаем на пустыре слева, ждем вторую машину, рядом с АЗС Ромпетрол. Опять же, на форуме говорилось о массе кафешек, где тучами ходят менялы, так вот, НИЧЕГО НА ГРАНИЦЕ НЕТ! Только АЗС, где тоже продают виньеты, но уже за леи.
Подождали вторую машину, поехали, не торопясь по аккуратной ровной дорожке в сторону Сирета, присматриваясь к местным знакам. Самое основное отличие размещения румынских указателей – их расположение не справа, как мы привыкли, а слева или прямо на развилке дорог, причем указатель выглядит как название города с одним заостренным концом, поначалу привыкнуть сложно, иногда путались. Второе отличие – дороги узкие, по нашим меркам, обочин как таковых нет, так, полоска с полметра шириной и сразу кювет. Дороги извилистые, но разметка нанесена грамотно, сплошная только там, где действительно опасно обгонять. Ездят румыны достаточно аккуратно, попадаются лихачи, но не в наших объемах, а так, единицы. Очень много населенки, где ограничение 50, но иногда попадаются деревни с ограничением и 70. Знаки как у нас, отличается только знак «уступи дорогу», с яркой широкой каймой. Так что средняя скорость движения по Румынии редко превышала 50-60 км в час.
Въехали в Сирет, стали искать обменник по форумской наводке. Обменник действительно есть, расположен он справа на переломе подъема в центре поселка, у маленькой площади, там, где дорога уходит влево. Он малозаметен, небольшая вывеска со знаком доллара и курсом. Толстый пожилой румын (а у меня сложилось мнение, что все пожилые румыны-толстяки) поменял евры по курсу 4,32 (кажется) т.е. 1 лея примерно 10 рублей.
Поехали дальше, на Сучаву по Е85.
В рации на нашем открытом канале постоянно слышим румын, очевидно рации там распространены.
На Лукойловской заправке докупаем подробную карту румынских дорог для второй машины за 15 лей (150 рублей) (моя в Москве стоила почти 700), едем дальше.
Через 50 км Сучава. На кольце видим указатель на Гуру-Хуморолуй, но нам в монастырь Воронец не надо, поэтому поворачиваем налево, на Букурешти. Далее указатели пропадают, едем по навигатору, он показывает основные трассы и улицы, но без названий, только название населенного пункта (карта гарминовская, Европа 2007). Наконец появляются указатели, выезжаем на дорoгу на Роман (Е85), едем по ней, смотрим поворот на Пьятра Нямц. Поворот оказался очень простой, нам прямо(15С), а основная дорога уходит влево. Едем по селам, начинаются предгорья Карпат, в селах видны последствия вчерашнего ливня, с гор бегут потоки воды, в одном месте на дорогу сошел небольшой сель, его как раз заканчивали убирать. Реки вздулись, с мутной желтой водой.
В Тыргу Нямц традиционно немного плутанув (повернули не туда на перекрестке) уходим по небольшой горной дороге (15В) по сплошным селам на Пояну Лагрулуй (посмотреть известный румынский артефакт: Чертов палец и Чертов мост). Едем не торопясь, во все глаза рассматривая окрестности, а там посмотреть есть что.
Появился знак Пояна Лагрулуй, и справа мелькнул в просвете между домами, знакомый по многочисленным фото в сети этот самый «Чертов палец». Вообще, я так и не смог найти в сети почему его так называют, возможно, это название дали ему наши туристы, не знаю. Чтобы подобраться к нему поближе пришлось проехать по мосту, повернуть направо на Ватра Дорней, и справа обнаружился замечательный спуск в долину реки, где и стоит эта скала.
В долине было довольно сыро, шлепать по лужам к камню мы не решились, ограничились продолжительной фотосессией на фоне камня, просто камня, камня и моста, просто моста…
Где-то через час я смог загнать экипажи в машины, и мы поехали вдоль водохранилища Изворул Монтерелуй в сторону г. Биказ и ущелья реки Биказ, которое в отчетах упорно именуют «Шея дъявола». Ехали медленно, с частыми остановками, по рации то и дело слышалось: Стой! Вот панорама красивая! Панорам там… Можно останавливаться каждые 100 метров! В двух местах проехали ремонт дороги, как я понял основание дороги укреплялось с помощью буронабивных свай, грунт там глинистый.
Долго ли, коротко, но, наконец, мы добрались до плотины в Биказе, которая и создала это водохранилище. Впечатляет.
В Биказе довольно быстро увидели поворот на Георгени, и поехали к промежуточному пункту маршрута – ущелью реки Биказ. Первые километры ничего интересного, длиннющая промзона, какие-то горные выработки, пыль, железная дорога с грузовыми вагонами. Но вот мы выехали из деревни Биказ Шеи, и вот они, скалы, река, узкий проезд. Очередная фотосессия, снова минут на 20, едем дальше. Ущелье вдруг значительно сужается, и вот, за каждым поворотом можно останавливаться, и фотографировать, фотографировать, фотографировать… Вдоль дороги в каждом сколько-нибудь привлекательном месте стоят торговцы, продают массу сувениров, но в основном одежду из шерсти.
Фото, фото, фото… Постепенно забираемся выше, навигатор показывает высоту около километра, по рации слышу: покушать бы…
По достаточно крутому серпантину, тоннелю добираемся до местечка Лаку Росу, видим кемпинг справа, кафе, но в нем оказался только снек-бар, и довольно дорогой. Едем дальше, и, через несколько поворотов, видим несколько отелей, кафе, рестораны. Безрезультатно потыкавшись в несколько кафе (то накурено очень, то выбора нет, и не понимают нас нигде) идем в ресторан самого дорогого на вид отеля, слева от дороги. О. чудо, там нашлась девушка, говорящая по-английски! Точнее, она не нашлась, ее к нам привел официант, отчаявшись нас понять. Ресторан по внутреннему убранству дорогой, я бы сказал пафосный, с очень большой претензией на солидность, кстати, весьма обоснованной. Выбрали “borsh” и мясо с гарниром – картофель-фри он и в Румынии фри. А вот борщ по-румынски (сделайте этот запрос на Яндексе, кстати, очень интересный рецепт) особый. Капусты и свеклы там нет, есть фасоль, кукуруза, горошек, еще что-то. Очень вкусно! Заказав обед, и на всякий случай, уточнив, принимают ли карты к оплате, стали делиться впечатлениями. Немногочисленные посетители разглядывали нас с искренним изумлением, то и дело слышался осторожный шепот: «Руси, руси».
Девушка, владеющая английским, спросила нас, издалека ли мы приехали? Услышав ответ, что нет, недалеко, из Сибири, всего-то 7 тысяч километров она на некоторое время потеряла дар речи, потом осторожно переспросила, правильно ли она поняла, 700?
Нет, 7000! (ну, приврали немного, с кем не бывает) Думаю, нас в этом ресторане надолго запомнили.
Очень плотный обед обошелся в 170 лей (1700 рублей на семерых).
Само озеро не впечатлило, мутное, захламленное, мусор плавает у берега.
После обеда поднялись на перевал (1400м) лениво пофотографировались, спустились вниз, и поехали по довольно нудной дороге через Меркурья-Чук, Сфанту-Георгие в сторону Брашова. Нашей конечной целью в этот день был Бран, в котором находится замок, якобы служивший прообразом замка графа Дракулы в одноименном романе Брема Стокера.
Немного поплутав на выезде из Меркурья-Чука, уже под Брашовом мы вывалились на очень неплохую трассу. После дня езды со скоростью 50, езда по трассе со скоростью 90 казалась очень быстрой.
Въехав в Брашов, начали искать указатели на Камплунг и Питешти, как основные ориентиры, ну и на навигатор посматривать. Движение осложнялось тем, что садящееся солнце слепило глаза, лобовуха была довольно заляпанной насекомыми, и через город бесконечной вереницей плелись фуры. Наконец, традиционно плутанув на выезде, (там такая развязка дурацкая, надо ехать на Сибиу, потом на кольце практически разворачиваться и снова уходить направо на параллельную дорогу, но уже на Рышнов) поплелись в веренице румынских машин на Рышнов. В Рышнове, слева на горе, увидели остатки крепости, решили оставить ее посещение на будущие поездки. Наконец около 8 вечера въезжаем в Бран. На въезде много отелей, 2 звезды, 3 звезды, пенсиуны (понятно, пансионы) казаре (комнаты), но нам же надо прямо. Потом вдруг приметы гостиниц как-то пропали, справа показался замок, я уже думал разворачиваться, как вдруг слева мы увидели отель 3 звезды «Домнул Бран» (Господин Бран).
Нас трое, сняли апартамент за 200 лей, вторая машина (их четверо) сняли 2 двухместных номера по 160 лей каждый. На ресепшене опять никто не говорил по-английски, снова привели девушку, кое-как смогли объясниться. Жилье оплатили карточкой. Портье долго нам втирала про завтрак, мы покивали головой, поняв что завтрак есть. Спросил, есть ли вай-фай, дама закивала головой: Интернет, ес, ес, и написала пароль для беспроводной сети, что привело дочь в неописуемый восторг, она даже ужинать не пошла. В отеле, кстати, было занято не больше 5-6 комнат, кроме наших. Бросив вещи, пошли ужинать в ресторан. Меню только на румынском, заказал «cotleta», надеясь на созвучное с нашим название. Принесли нечто, состоящее из нескольких слоев мяса, печени, курицы, ветчины, проткнутое деревянной шпажкой. Вкусно! Попробовали местный алкоголь – цуйку. Вещь ядреная, скажу я вам! После цуйки спалось особенно хорошо.
День четвертый
Утром пошли на завтрак, правда в мучительных сомнениях, входит он в стоимость или надо платить отдельно? Меню естественно было на румынском, с ценами. Заказали нечто «omleta 2 ovi bekon». Оказалось это омлетом из 2-х яиц с беконом. А что, мы уже начали понимать румынский язык! Как оказалось, за завтрак платить не надо.
Выселившись из гостиницы, кинули вещи в машины пошли на осмотр замка. Естественно, вся дракульская символика была широко представлена на сувенирном рынке у входа в замок. Дочери говорить, что Дракулой в замке «и не пахло» мы не стали.
Пришли к открытию, замок открывается в 9 утра, так что мы были первыми посетителями, (когда вышли, увидели внушительную очередь на вход).
Замок небольшой, расположен на скале, маршрут проложен так, что практически не пересекаешься с группами, особенно хочется отметить потайной ход в стене, ведущий в спальню господаря.
Через час вышли из замка, накупили дракульских сувениров (дал тут дочери волю), загрузились в машины и поехали в Синаю, смотреть дворцы Пелеш и Пелишор. Из Брана надо ехать назад, в сторону Рышнова, и перед ним есть указатель на Бухарест, вот по этой дороге и надо ехать. Поднялись по серпантину в Предьял, свернули направо на Бухарест, и через 30 км подъехали к Синаю. Сначала поехали по «верхней» дороге, на Бухарест, но у меня неожиданно наступил острый приступ географического кретинизма, и мы, развернувшись на первом правом отвороте поехали в центр Синаи. Добравшись до Ж/Д вокзала стали спрашивать дорогу к «Кастелул Пелеш» у таксистов. Молодой таксист сначала предложил довести нас до дворца за деньги, но тут на него дружно накинулись пожилые таксисты, обругали, и на карте показали нам проезд к дворцу. Поехали по их советам, и… правильно, приехали к месту нашего разворота! Оказалось, это и есть въезд на территорию дворцов, там и стоянка есть, стоит 10 лей. Так что, если ехать от Предьяла, надо на первом повороте после развилки «Синая-налево» свернуть направо, и заплатить 10 лей охраннику на въезде, сидит в будочке. Там еще ориентир есть, налево, довольно круто вниз, уходит улица. Если ехать дальше, на Бухарест, то есть еще один въезд к замку, он гораздо больше, там автобусы с экскурсиями стоят.
От стоянки подниматься к дворцам довольно далеко, по брусчатой дороге, в гору.
Сам дворец очень оригинальной архитектуры, про него много чего написано в Интернете, повторяться не буду. Скажу лишь, что вход для экскурсий разный, есть для румын, и для иностранцев, на русском экскурсий нет, по крайней мере, при нас не было. Была экскурсия на венгерском, нас туда не пустили, и мы ждали входа на англоязычную экскурсию. Фото внутри платное, стоит 30 лей, но снимать можно только без вспышки, и без штатива, что при полумраке довольно проблематично. Очень хорошая коллекция старинного оружия, не Эрмитаж, конечно, но… Женщинам понравился обеденный зал, на 45 персон.
После Синаи не спеша, поехали в сторону Бухареста, любуясь горными красотами из окон автомобилей. Вернее любовались все, кроме водителей, дороги узкие и весьма извилистые, а трафик там плотный. Немногочисленные румынские полицейские выворачивали вслед нам головы, но не останавливали, ехали-то мы по правилам! Ехали мы ехали… и неожиданно вывалились на приличную трассу, не автобан, конечно, но очень добротную четырехполоску. Постепенно с обочин исчезли вывески отелей, потом пропали и вывески ресторанов, единственный приличный мелькнул на подъезде к Плоешти.
Плоешти объехали по объездной, довольно убитой дороге, но с активным ремонтом.
Дальше есть одна особенность, с объездной к столице ведут две дороги, сначала появляется указатель на Букурешти-направо, и там, через село попадаешь на плохонькую дорогу без каких-либо признаков дорожной инфраструктуры. Через 10 км мы осознали свою неправоту, раскаялись, вернулись назад на объездную, и км через 10 снова вышли на 4-х полоску.
Дорога до Бухареста довольно унылая, смотреть не на что, разве за исключением одиноко стоящих в кустах на обочине румынских женщин облегченного поведения.
Перекусив в кафе недалеко от румынского аэропорта Отопень в поселке с одноименным названием выехали на знаменитую Бухарестскую объездную.
Да, такой дороги я давно не видел! Две полосы, полное отсутствие обочин, страшенная колейность, из-за которой едешь практически вплотную к осевой, а в 20-30 см от тебя несутся встречные фуры! И самый пипец: пересечения с радиальными дорогами! Можете себе представить, кольцевая второстепенная, пересечения почти все в одном уровне, светофоров нет, как нет и регулировщиков. Пробки по 3 километра, «обжитые», вдоль верениц машин торговцы ходят, предлагают всякую хрень.
Через несколько часов смогли вырваться из этого кошмара на приличную дорогу на Джурджиу, к мосту через Дунай. Мост называется «Мост Дружбы», построен в 1952-1954 годах, сдвоенный, автомобильно-железнодорожный.
Заправились до полного бака в Джурджиу на «Лукойле». Система заправки довольно интересная, я сначала воткнул в бак пистолет с цифрой 95, пошел платить в кассу, сказал «Фулл танк», для убедительности полоснув ребром ладони по горлу, тетка кивнула, я пошел к колонке, нажал кнопку, и тишина. Тут вышла заправщица в спецодежде, несколько раз спросила, не дизель ли у меня, после моего: «Ноу дизель, ноу дизель» и тыканья пальцем на надпись на крышке бензобака 92-95-98 она для порядка засунула палец в горловину бензобака и понюхала его! Очевидно, были прецеденты…
В Джурджиу традиционно плутанули, въехали в город, а нам на кольце надо было налево, на границу. Повернули, и через несколько сот метров уперлись в очередь румын, стоящих перед каким-то КПП. Из машин нам дружно замахали, типа, тут не стойте, вам налево ехать. Поехали налево, по навигатору, и выехали на пункт оплаты моста, 27 лей. Едем дальше, высматриваем пограничников, но перед нами уже мост и несколько вагончиков Дьюти фри. Проехав мост, оказываемся уже в Болгарии, там сдвоенный пост: румыно-болгарский. Процедура прохождения границы очень простая: в румынское окно отдаешь паспорта, получаешь их уже рядом в болгарском окне вместе со словами – Добре дошли!
«Добро пожаловать» по-болгарски.
За пограничниками пункт оплаты дорог, надо покупать виньету, уже болгарскую, но на границе продают только для фур, нам машут рукой: Шелл-2 км!
Выехали с погран перехода, на кольце поехали прямо, на Софию, сразу у кольца местная АЗС, спрашиваю виньету там, но снова машут- Шелл!
Шелл, так Шелл, но и о ночлеге надо думать, едем потихоньку, и где-то через километр на столбе видим небольшую табличку- отель. Это справа, примерно в километре-полуторах от границы, сразу за заводом с высокими трубами. Там еще на заборе табличка со стрелкой есть. Съезд неприметный, надо с трассы съехать направо и вдоль забора метров 50 проехать, а так отель с трассы не видно.
Семейный отель «Фамилия», оплатить ночлег можно как левами, так и евро, с нас за трехместный апартамент взяли 55 евро, завтрак включен. Есть халявный Интернет.
Употребив пиво под хорошую закуску в баре, заваливаемся спать. Мы в Болгарии!
День пятый
Позавтракав в отеле и поменяв немного денег у хозяина, двинулись дальше.
Заехали за виньетой на первую АЗС «Шелл», но там виньет на месяц не было, были только недельные. Едем дальше, на Лукойл, там покупаем месячную виньету по 25 левов, оплата наличными. Спросил, где банкомат, кивнули на магазин «Метро» рядом. На АЗС, где продают виньеты, над входом, висит желтая табличка с надписью «ROAD VINETTAE» и ценами. Виньеты также продают и на АЗС «Лукойл» первой слева, за поворотом на Шумен (это на обратном пути выяснил).
Едем по Софийской трассе на Велико Тырново. Дороги по сравнению с Румынией несколько хуже, но тоже очень неплохие. Убитых участков нет вообще.
В Велико Тырново уходим по указателям на Габрово, фуры идут по другой трассе, в обход перевала. Постепенно поднимаемся в горы, Габрово обходим по объездной, в конце объездной въезжаем в Габрово, видим коричневые указатели: Музей юмора (хумор по-болгарски) – направо, Етар – налево, на Шипкинский перевал. Поворачиваем налево, выезжаем из города, и на большой развилке, перед табло, информирующем открыт или закрыт перевал, поворачиваем налево, по указателю на Етар. Через пару километров въехали в Етар (кстати, путешественникам на заметку, там есть несколько отелей, так как какого-либо жилья на перевале мы не заметили).
Етар – этнографическая деревня, в которой собраны народные болгарские ремесла начиная от лесопилки и заканчивая ювелирной мастерской. Основная движущая сила – вода. Особо хочу отметить «стиральную машину» - дырчатая емкость, в которую под углом подается горный поток, и в этом водовороте стирается белье.
Купили билеты на входе, прошли на территорию, я спохватился, вернулся обратно, за путеводителями, кассир выдает мне пару на русском языке, со словами – Подарок! Похоже, русских там бывает очень мало, место-то малоизвестное. Побродив по деревушке, засувенирившись, едем на перевал.
Подъем на перевал довольно крутой, но есть места для обгона тихоходов, дорога становится заметно хуже. Наконец впереди появляется монумент Свободы, перед ним довольно большая площадка типа кемпинга, но, кажется, без домиков. Подъезжаем к заросшей лестнице, ведущей к памятнику, сидящий рядом болгарин говорит, что можно проехать к самому монументу, слева от лестницы, первый поворот направо, под шлагбаум. Поднявшись по очень крутой и очень узкой дороге паркуемся под мемориалом рядом с Меганом с болгарскими номерами. Туристов на вершине немного, несколько русских подходят, интересуются маршрутом, удивляются, даже фотографируются с нами на память У монумента небольшой киоск с сувенирами, магнитиками и прочим. Среди сувениров вижу маленькую копию монумента, точь-в-точь такую же, какую я купил 25 лет назад, в 1984 году! Надо же…
Спустившись вниз и оставив Шипку справа едем по довольно подразбитой горной дороге в сторону Казанлыка, и неожиданно выезжаем на смотровую площадку у другого монумента – Бузлуджа, места, где проходил первый съезд БКП. Сделав контрольное фото, спускаемся в Долину роз, но роз не видим, поля засеяны сельхозкультурами. Дорога от Казанлыка до Бургаса практически в сплошном ремонте, причем слой асфальта снимают не сплошь, как у нас, а участками, оставляя на проезжей части квадраты с довольно высокими краями. Везде стоят знаки «40», но мы едем вместе с потоком, где-то 60-70. Полиции не видно. На трассе останавливаемся, покупаем в какой-то деревушке у придорожных торговцев великолепные персики по 80 стотинок за кг (где-то 16-17 рублей в пересчете). Дорога становится все лучше, и неожиданно для нас (ни навигатор, ни карта нам ничего не сказали) недалеко от Карнобата выскакиваем на современный автобан, с ограничением 130.
Оставшиеся 70 км до Бургаса пролетают в один миг, и вот, мы уже на трассе от Бургаса к Созополю. Конец дня, поток довольно плотный, мы, памятуя, что последние километры самые опасные едем четко по правилам. И не зря, по дороге видим две серьезные аварии, но без жертв.
Вот поворот на Созополь, и через несколько минут мы паркуемся на пристани, где нас встречает хозяин на Рено-Мегане! Пробравшись по узким пешеходным улочкам, паркую Мегашу во дворе «нашего» дома. Приехали!