Цитата(Danmaster @ 21.6.2008, 19:13)
Ездить будем ещё долго, только стоить они будут уже совсем других денег. Нефти хватит ещё лет на 50 (Это всё-таки НЕВОБНОВЛЯЕМЫЙ ресурс - это на уроках географии в 5 классе преподают). Все средства, которые компании потратят на разработку новых месторождений и внедрение новых технологий добычи, все оплатим МЫ. Все до копейки. Их просто включат в стоимось нефтепродуктов. Но реальный кризис (при существующих темпах роста) начнётся намного раньше. Так как большая часть военной техники в той или иной мере потребляет нефть, всё большая часть нефтедобычи будет контролироваться военными, ведь это вопрос НАЦИОНАЛЬНОЙ безопасности. Правительство, что бы снизить потребление нефтепродуктов, будет вводить ДИКИЕ налоги на автотранспорт потребляющий производные нефти. Так что дальше будет только веселее. Цены на бензин и транспортный налог будут только расти. Плохие дороги -это проблемма воровства среди чиновников, не более того. Если бы не воровали, дороги были бы в порядке. Что-то изменить в существующей системе очень сложно. Вот если бороться со взяточниками среди чиновников так, как в послевоенной германии боролис с зайцами на общественном транспорте, большая часть проблемм в нашей стране решилась бы очень быстро.
а вот это в 5 классе не изучают?
Покаяние бывшего адепта теории пика нефтедобычи
27.09.07 16:48 Экономика
Хорошая новость заключается в том, что панический сценарий исчерпания мировых нефтяных запасов в ближайшем будущем не сработает. Плохая новость заключается в том, что цена на нефть будет продолжать расти. Пик нефтедобычи – это не экономическая проблема. Это политика. Большая Нефть хочет сохранить высокие цены на нефть. Дик Чейни сотоварищи готовы охотно помочь.
От себя лично могу сказать, что я изучал вопросы нефти с момента первого нефтяного шока 70-х годов. Я был озабочен так называемой теорией пика нефтедобычи в 2003 году. Она хоть как-то объясняла необъяснимое решение Вашингтона поставить на карту все в войне против Ирака.
Последователи теории пика нефтедобычи, возглавляемые бывшим геологом «Бритиш Петролеум» Колином Кэмпбеллом (Colin Campbell) и техасским банкиром Мэттом Симмонсом (Matt Simmons), утверждали, что, возможно, к 2012 году или, возможно, к 2007 году мир столкнется с новым кризисом – концом эпохи дешевой нефти или абсолютным пиком нефтедобычи. Нефть якобы иссякнет. Они указывали на растущие цены на бензин и нефть, на снижение добычи в Северном море, на Аляске и в других областях в качестве доказательства своей правоты.
По словам Кэмпбелла, доказательством служит тот факт, что с конца 60-х годов до сих пор не было обнаружено никаких новых месторождений в Северном море. Ему, по-видимому, удалось убедить в этом Международное энергетическое агентство и правительство Швеции. Это, однако, еще не доказывает его правоту.
Полезные ископаемые?
Школа пика нефтедобычи придерживается своей теории, почерпнутой из традиционных западных учебников по геологии, в большинстве своем написанных американскими или британскими геологами, которые заявляют, что нефть является «ископаемым топливом», т.е. биологическими останками динозавров или, возможно, водорослей, являясь поэтому ограниченным ресурсом по определению. Биологическое происхождение является центральным аргументом в теории пика нефтедобычи для объяснения, почему нефть была найдена только в определенных частях мира, где она геологически была заложена миллионы лет назад. Это означает, что, скажем, останки мертвых динозавров были спрессованы, затем в течение десятков миллионов лет превращались в ископаемые ресурсы и удерживались в подземных резервуарах, располагающихся около 4-6 тыс. футов ниже поверхности земли. В редких случаях, так следует из этой теории, огромное количество биологического вещества может скопиться на океаническом прибрежном мелководье, как, например, в Мексиканском заливе, в Северном море или в Гвинейском заливе. Геология должна лишь выяснить, где конкретно находятся эти карманы в земных слоях (так называемые резервуары), в каких осадочных бассейнах.
Альтернативная теория образования нефти существует с начала 50-х годов в России и практически неизвестна на Западе. Она утверждает, что традиционная американская теория биологического происхождения нефти является ненаучной, т.е. недоказанной. Указывается и на тот факт, что западные геологи неоднократно предсказывали окончательное исчерпание нефти в течение прошедшего столетия, но затем ее вновь находили еще больше, гораздо больше.
В этой теории есть не только альтернативное объяснение происхождения нефти и газа. Явление России, а ранее СССР в качестве крупнейшего в мире производителя нефти и природного газа базировалось на применении этой теории на практике. Геополитические последствия этого имеют ошеломляющие масштабы.
Необходимость – мать изобретательности
В 1950 году Советский Союз столкнулся с изоляцией западного «железного занавеса». «Холодная война» была в разгаре. Россия имела мало нефти, чтобы питать свою экономику. Нахождение достаточного количества нефти внутри страны стало приоритетом национальной безопасности самого высокого порядка.
В конце 1940 года ученые из Института физики Земли РАН и Института геологических наук Украинской Академии наук приступили к фундаментальным исследованиям: где взять нефть?
В 1956 году профессор Владимир Порфирьев объявил о своих выводах: «Сырая нефть и природный нефтяной газ не имеют неразрывной связи с вопросом биологического происхождения вблизи поверхности земли. Они являются первичными материалами, которые были исторгнуты из больших глубин». Советские геологи выбросили западную ортодоксальную геологию из головы. Они назвали свою теорию происхождения нефти «абиотической» (небиологической), чтобы отличать ее от западной биологической теории происхождения.
Если они правы, то нефть на Земле будет ограничиваться только суммой углеводородных составляющих, представленных в земных глубинах со времен формирования планеты. Наличие нефти будет зависеть только от технологии добычи с помощью сверхглубоких скважин и от разведки в земных глубинах. Они также поняли, что на старых месторождениях можно возобновить добычу, так называемые самовосстанавливающиеся поля. Они утверждали, что нефть образуется в глубине земли, формируясь в условиях очень высокой температуры и очень высокого давления, подобных тем, которые требуются для образования алмазов. «Нефть является первичным материалом из глубин, который транспортируется под высоким давлением с помощью «холодных» процессов извержения в земной коре», - говорил Порфирьев. Его команда объявила идею о том, что нефть является биологическими остатками ископаемых растений и животных, мошенничеством, имеющим своей целью увековечить ложный миф об ограниченном количестве.
Бросая вызов традиционной геологии
Именно этот радикально отличавшийся русский и украинский научный подход к обнаружению нефти позволил СССР разведать огромные газовые и нефтяные поля в регионах, ранее считавшихся бесперспективными в этом отношении, если судить в соответствии с западными геологоразведочными теориями о присутствии нефти. Новая нефтяной теория была использована в начале 90-х годов сразу после распада СССР для бурения разведочных скважин в поисках нефти и газа в регионе, который более сорока пяти лет считался геологическим пустырем – в Днепро-Донецкком бассейне между Россией и Украиной.
Следуя абиотической или неископаемой теории глубокого происхождения нефти, российские и украинские нефтяные геофизики и химики приступили к подробному анализу тектонической истории и геологической структуры кристаллического фундамента Днепро-Донецкого бассейна. После тектонического и глубинного структурного анализа области они провели геофизические и геохимические исследования.
В общей сложности была пробурена шестьдесят одна скважина, из которых тридцать семь оказались коммерчески продуктивны, очень впечатляющий геологоразведочный успех, почти шестьдесят процентов. Размер обнаруженного месторождения сравним с Северным Склоном (North Slope) на Аляске. По контрасту: бурение скважин в США было успешно лишь в одном случае из десяти, десять процентов успеха. Девять из десяти скважин, как правило, были «сухими».
Этот опыт поисков нефти и газа российской геофизики был в течение холодной войны плотно укрыт обычной советской завесой государственной безопасности и остался в значительной степени неизвестным западным геофизикам, которых продолжали учить теории ископаемого происхождения и, следовательно, серьезным физическим ограничениям нефти. Уже после иракской войны 2003 года до некоторых стратегов в Пентагоне и около него стало медленно доходить, что российские геофизики могут кое-что, что имеет глубокое стратегическое значение.
Если Россия имеет научные ноу-хау, а западная геология нет, то Россия обладает стратегическим козырем потрясающего геополитического значения. Не удивительно, что Вашингтон пойдет на возведение «стальной стены» - сети военных баз и щита ПРО вокруг России, чтобы отрезать ее трубопроводы и порты от Западной Европы, Китая и остальной Евразии. Возрождается страшнейший кошмар Халфорда Маккиндера (Halford Mackinder) – сотрудничество и сближение взаимных интересов крупных государств Евразии, рожденные необходимостью и потребностью в нефти для стимулирования экономического развития. По иронии судьбы именно вопиющий американский грабеж огромного нефтяного богатства Ирака и, возможно, Ирана, стал катализатором более тесного сотрудничества между евразийскими традиционными врагами – Китаем и Россией, а так же растущего понимания в Западной Европе, что ее возможности тоже сокращаются.
Король пик
Теория пика нефтедобычи основана на статье 1956 года, написанной Мэрионом Кингом Хаббертом (Marion King Hubbert), техасским геологом, работавшим на «Шелл Ойл». Он заявил, что рост добычи из нефтяных скважин идет по кривой таким образом, что после достижения своего «пика» начинается неизбежный спад. По его оценкам, нефтедобыча Соединенных Штатов достигнет пика в 1970 году. Скромный человек, он назвал кривую нефтедобычи, которую он изобрел, кривой Хабберта, а ее пик – пиком Хабберта. Хабберт стал знаменит, когда примерно в 1970 году добыча нефти в США начала снижаться.
Единственная проблема состояла в том, что пик был достигнут не из-за истощения ресурсов на американских месторождениях. Это случилось потому, что «Шелл», «Мобил», «Тексако» и другие партнеры «Сауди Арамко» (Saudi Aramco) наводнили рынок США беспошлинным грязным дешевым ближневосточным импортом по столь низким ценам, что многие отечественные производители в Калифорнии и Техасе не смогли конкурировать и были вынуждены законсервировать свои скважины.
Вьетнамский успех
Пока в течение 60-х годов американские нефтяные транснациональные корпорации были заняты контролированием легко доступных крупных месторождений в Саудовской Аравии, Кувейте, Иране и других областях дешевой и обильной нефти, русские проводили испытания своей альтернативной теории. Они начали бурение в якобы бесплодной Сибири. Там они открыли и разработали одиннадцать основных месторождений нефти и одно гигантское месторождение, руководствуясь в геологических оценках своей теорией глубинного абиотического происхождения нефти. Они бурили скалы и получали черное золото в количествах, сравнимых с аляскинским месторождением на Северном Склоне.
Затем в 80-е годы они пришли во Вьетнам и предложили финансировать прибрежное бурение, чтобы продемонстрировать свои новые работающие геологические теории. Российская компания Petrosov пробурила на вьетнамском морском месторождении «Белый Тигр» в базальтовых породах скважины глубиной около 17000 футов и добывала 6000 баррелей в день нефти, которых хватало, чтобы насытить экономику страны энергией. В СССР обученные на абиотической теории российские геологи совершенствовали свои знания, и в середине 80-х годов СССР стал крупнейшим в мире производителем нефти. Немногие на Западе понимали, почему это случилось, или просто потрудились задать себе этот вопрос.
Доктор Дж.Ф. Кенней (J. F. Kenney) - один из немногих западных геофизиков, которые учились и работали в России под руководством Владилена Краюшкина, который разработал огромный Днепро-Донецкий бассейн. Кенней сказал мне в недавнем интервью, что «только для того, чтобы произвести объем нефти, содержащийся на сегодняшний день на месторождении Ghawar (Саудовская Аравия), потребовался бы куб из останков динозавров с длиной ребра 19 миль, допуская при этом 100% эффективности перехода этих останков в нефть». Короче говоря, абсурд.
Западные геологи даже не потрудились предоставить серьезные научные доказательства ископаемого происхождения нефти. Они лишь постулируют это как священную истину. Русские выпустили тома научных работ, главным образом, на русском языке. Ведущие западные журналы не заинтересованы в публикации таких революционных взглядов. Иначе карьеры и целые академические профессии будут поставлены на карту.
Закрывая дверь
Арест российского предпринимателя Михаила Ходорковского из ЮКОС Нефть в 2003 году состоялся накануне возможной продажи им контрольного пакета акций ЮКОСа компании «ЭксонМобил» после частной встречи с Диком Чейни. Если бы компания «Эксон» получила бы этот пакет, она контролировала бы крупнейший в мире ресурс геологов и инженеров, обученных абиотическим методам глубокого бурения.
С 2003 года российский научный обмен заметно уменьшился. Предложения в начале 1990-х годов поделиться своими знаниями с американскими и другими нефтяными геофизиками были встречены холодным отказом, согласно вовлеченным в процесс американским геофизикам.
Зачем же тогда высокий риск войны, чтобы контролировать Ирак? В течение прошлого века США и союзные западные нефтяные гиганты установили контроль над мировой нефтью через контроль Саудовской Аравии, Кувейта или Нигерии. Сегодня, когда многие гигантские поля исчерпываются, компании рассматривают контролируемые государством нефтяные месторождения Ирака и Ирана в качестве крупнейшей оставшейся базы дешевой легкой нефти. На фоне огромного спроса на нефть в Китае и Индии сейчас, это становится геополитическим императивом для Соединенных Штатов – взять как можно быстрее под непосредственный военный контроль эти ближневосточные запасы. Вице-президент Дик Чейни пришел на работу из корпорации «Халлибуртон», крупнейшей в мире нефтяной компании геофизических услуг. Единственная потенциальная угроза этому контролю США над запасами нефти, которая только может случиться, находится внутри России в ее сейчас находящихся под контролем государства энергетических гигантах. Хммм…
Кенней утверждает, что российские геофизики воспользовались теориями блестящего немецкого ученого Альфред Вегенера (Alfred Wegener) за целых 30 лет до того, как западные геологи «открыли» его в 60-е годы. В 1915 году Вегенер опубликовал основополагающую работу «Происхождение континентов и океанов», в которой предполагалось существование более 200 млн. лет назад первоначально единого материка или "pangaea", который разделился на существующие сейчас континенты в результате того, что ученый назвал континентальным разломом.
До 1960 года мнимые американские ученые, такие как д-р Фрэнк Пресс (Frank Press), советник Белого Дома по науке, называли Вегенера «лунатиком». Геологи в конце 60-х годов были вынуждены подавиться своими словами, поскольку только Вегенер предлагал интерпретацию того, что позволило им объяснить обнаружение обширных нефтяных залежей в Северном море. Возможно, через несколько десятилетий западные геологи пересмотрят свою мифологию об ископаемом происхождении нефти и поймут то, что русские знают уже с 50-х годов. Одновременно Москва держит в руках весомый энергетический козырь.
Оригинал публикации: Confessions of an ‘ex’ Peak Oil believer
© Перевод:Наталья Лаваль, специально для сайта "Война и Мир". При полном или частичном использовании материалов ссылка на warandpeace.ru обязательна.