Итак: цель - Прибалтика. Три страны за 9 дней. Экипаж: три человека. Основной задачей было, конечно, посмотреть мир. А также испытать авто в виде Х-trailа в дальних поездках.
Маршрут выбрали такой. Т.к. ехали с дочкой 2,5 года, то перегоны планировались небольшие. КАСКО расширил, ГринКарту купил прямо в ТВери.
Про М9 наслышан много, точнее, про ее отсутствие. Поэтому началом путешествия выбрали Эстонию. А именно Нарву. Визу делали и гостиницы бронировали через знакомую в тур. агентстве Твери.
Как обычно, получили все документы ок. 11 вечера накануне выезда.
Первоначальный маршрут такой: Тверь - Нарва - Таллин - Рига - Паланга - Вильнюс - Псков - Тверь. Маршрут заложен в iGO.
1 день.
Выехали 26 утром. Около 8 утра. Ленинградка свободная. Качество - отличное. До Колесных горок (ок. 30 км от Твери). Затем - разбитая узкая дорожка (иначе не скажешь) с фурами под 30
км/ч. Да больше и страшно. И так до Торжка (+ 35 км). Затем - неплохая трасса в три полосы с переменной средней. В.Волочек - отдельная песня, умолчим. И на границе с Новгородской - опять не ахти, но ехать можно.
ДПС немного. Ловят в 90% за встречку. У Выдропужска выдели смешную картину: остановились на съезде, за нами ехала машина ДПС. Неожиданно они тормозят на обочине, врубают люстру. И из нее с пассажирского сиденья буквально выпадает
инспектор, а водитель его выпихивает обеими руками наружу. Первый, спотыкаясь, роняя фуражку, пытается обежать машину, махая палкой на встречку. Ему это не удается, так он залез почти на крышу и оттуда пытался остановить какую-то фуру. Не получилось:).
Заправились и перекусили на заправке Neste под Крестцами - всегда там останавливаемся по дороге в Питер.
В. Новгород проходим, как всегда через город. После - очень неплохая трасса вплоть до самого Питера. Но свернули на Гатчину. Не зря эта дорога называется танковой. Скорость - не более 20 км/ч. И так около 40 км.
Выходим на трассу "Нарва" Питер - Таллин не далеко от поворота на Копорье км в 60 от Ивангорода. Трасса - одно название. Как после бомбежки. Ближе к границе налаживается постепенно. В Ивангороде
решаем заправиться последним дешевым бензином. На заправке просят купить какой-то талончик за 60 руб. - типа пропуск в погранзону. Покупали его даже водители междугородных автобусов. Купили ради интереса.
На первом же шлагбауме спрашивают пропуск. И просят гринкарту посмотреть. Парень пытался что-то промямлить про то, что у Прибалтики своя ГринКарта и отправить в вагончик, где их продают. Но пошел от туда один.
И нас пропустили. На росс. стороне попали в пересменку (18 часов) и просто стояли около 30 минут. Досмотр был формальностью, открыли двери, закрыли двери. И вот мы в Эстонии. Там вообще все заняло 5 минут.
Время не забываем перевести на час назад. В Нарве жили в гостинице Inger 3* в 300 м от границы. Симпатично, уютно. Одна большая кровать и диванчик. Город произвел приятное впечатление дорогами, видом на реку и крепость Ивангород.
За весь вечер субботы в центре города ни разу не слышали эстонской речи - только русская.
В гостинице лежат карты, путеводители. Определили маршрут на след. день. Решили заехать на водопад Оттика на берегу моря. Тем более почти по пути. Как выяснилось, дорога шла вдоль моря, была очень узкой, местами приходилось пропускать встречных.
Но она шла по высокому берегу моря прямо вдоль него. Высота - метров 20, и красота. На водопаде вервые услышали эстонскую речь, которая оказалась потом финской
![smile.gif](/forum/style_emoticons/aiwan/smile.gif)
У самого водопада сделана смотровая площадка. Высота столба воды постоянно увеличивается. На стенде было написано, что к 2007 году она составляла около 50 м.
как потом выяснилось, поехав по этой дороге мы объехали два больших города с их светофорами и ограничением в 50.
2 и 3 день
И вот к 14 часам дня мы в Таллине. Гостиницу нашли быстро, но iGО постоянно отправляла нас на улицы с односторонним движением, причем против шерсти, так что попетляли.
Жили в гостинице Миккеле, что в 10 мин. ходьбы от старого города.
Парковка бесплатная, но мест 5-6 всего, мы заняли последнее. Так что по городу , чтобы не остаться без места, решаем ходить пешком.
В номере поразило наличие почти полноценного компа с бесплатным интернетом. Почти, т.к. не было ни USB входов, ничего. Только системный блок и монитор. Но не было русских кодировок, так что смотрели только сайты на английском.
Сам Старый город встретил какой-то умиротворенностью, несмотря на обилие туристов было тихо, они все как-то растворялись на узких улочках. Сам Старый город состоит из Верхнего и Нижнего, где расположен сам центр и Ратуша. Мы потратили первые пол дня на Верхний, второй день – Нижний и парки.
В Верхнем есть две смотровые площадки: с одной вид на порт, с другой – на новый город. Везде полно сувенирных лавочек. А вот с кафешками в Верхнем городе проблема. Почти все они находятся в Нижнем. В одном из них мы и пообедали где-то за 600 руб. Правда, чадо устроило скандал с ревом по поводу еды, что весь персонал прибежал успокаивать и даже подарили маленький сувенирчик.
Обязательно в Верхнем городе стоит посмотреть Собор Александра Невского, а также посетить башню Замка, где заседает Парламент. Ее видно отовсюду – там еще эстонский флаг развевается. Но последнее нам не удалось – все перекопано: готовятся к летнему сезону. И посмотреть башню Толстая Марагарита – ее диаметр 16 м, что особенно впечатляет вблизи. Сейчас там Морской музей. Рядом небольшой парк и монумент «Разорванная лента» (если я правильно перевел) в память катастрофы парома «Эстония» в 1994 г.
Нам больше понравился именно Верхний город – там нет той суетливости Нижнего, и меньше налет туристического пафоса.
Если спуститься вниз со смотровой площадки к вокзалу, там есть симпатичный парк с прудом («Лужа» по классификации дочки, море у нее «Большая лужа»). И обязательно захватите хлеб – утки будут рады, а дети в восторге.
Вечерами, уложив ребенка, просиживали в Интернете, составляя маршрут на ближайшее время. Не по краткости, а по интерсу.
4 день
И во вторник мы выехали в Латвию. По прямой до Риги около 250 км. Но мы не ищем легких путей.
Маршрут на день такой: Таллин – Пярну – Лимбажи – Цесис - Сигулда – Рига. Сразу скажу, основные дороги отличного качества с разметкой и засадами, местами даже в 2 полосы в каждом направлении. Но стоит с них съехать, как первым делом пропадает разметка, но ямы не попадаются, просто трясет периодически.
В Пярну по настоятельной просьбе жены заруливаем в гипермаркет. Накупили занавесочек, тряпочек и т.п. Заодно и продуктов.
После границы сворачиваем на Лимбажи. В самом городе игнорируем знак «Цесис налево» едем по навигатору. Через центр. И через пару км ужасной дороги утыкаемся в кирпич и разобранный мост. Пришлось вернуться. Заодно впервые в Прибалтике заправились на Лукойле по 0,732 лата за литр 95-го (умножаем где-то на 50 руб.). Самое интересное, что дизель стоил 0,756 лата. И так везде: дороже, чем 95 процентов на 5-10.
И еще через 20 км мы в Цесисе. Городок маленький (если верить Интернету – тыс. 30 чел.). Но ни одной бесплатной парковки, а денег нет латышских вообще. Хорошо, что наши туристический центр, где нам вручили план города и милая девушка посоветовала оставить машину на парковке для строителей, ремонтирующих замок. Так и поступили.
Сам замок производит впечатление, во-первых возрастом (вроде как 12 или 13 век), во-вторых, художественным видом руин. Именно их и поддерживают в таком виде строители. Внизу есть очень живописный парк с прудом и фонтаном в виде мужика («Дядя моется» по классификации дочки ) и уточками. Ребенка оттащили с трудом. Рядом с замком есть туалет (для нуждающихся), но платный – 0,2 лата и карточки не принимают
![smile.gif](/forum/style_emoticons/aiwan/smile.gif)
Напротив замка через дорогу еще один парк – Майский. Построен был специально для цесаревича Алексея в начале 20 века. Там фонтаны и пруд с двумя черными лебедями.
Рядом – детская площадка с качелями и каруселями. Во-общем, вместо часа запланированного провели в Цесисе около 3.
Но надо ехать. Впереди Сигулда с ее фуникулером, замками и природой. Сразу скажу, ни первого, ни второго мы не нашли. По улицам, найденным в Интернете навигатор приводил то к «Кирпичу», то вообще куда-то не понятно. В результате нашли только смотровую площадку и горнолыжный спуск. Про фуникулер нам сказали, что его откроют только летом, сейчас ремонт. А к замку не подъехать на машине – все перекопано: тоже к летнему сезону. А пешком идти пару км не хотелось.
Поэтому насладившись видом на лес и реку поехали дальше. От Сигулды до Риги идет почти автобан в 60 км, но мы свернули на Саулкрасте, что на берегу моря. До туда около 30 км средненькой дороги и без навигации не нашли бы никогда.
Парковки тоже платные, но мы нашли детский магазинчик. И т.к. начинало припекать, то купили ребенку панаму и легкие ботиночки за 8 лат все. И нам разрешили оставить машину у них на парковке.
И через 5 минут мы у моря. Тишь, гладь, белый песочек. Даже уезжать не хотелось. Но было уже 8 вечера. И надо ехать. И вот через 40 минут мы в гостинице в Риге.
Название не могу вспомнить, а все бумаги дома. Но находится в самом центре рядом с улицей Гоголя и окна выходят прямо на православный храм. Парковка – на прилегающих улицах. Но я нашел место практически прямо у входа. И бесплатно.
5 день
Завтрак – очень обильный шведский стол. И вот мы пошли в Старый город.
Путь туда пролегает через Центральный Рынок. Попав туда, как будто прокатился на машине времени. Такими были рынки у нас где-то в 90-е. Продаются желтые эмалированные кастрюли, ботинки «прощай молодость», ситцевые халаты в горошек. Причем все НОВОЕ, аудио- и видеокассеты с русской музыкой и фильмами. И везде русская речь. Исключительно.
Очень большой выбор сыров, молока и мяса. Мы ограничились лишь клубникой за 2 лата кг.
Сам Старый город не впечатлил. Очень уж модерново, что ли. И как-то шумно. Не так, как в Таллине. Посмотрели Домский Собор, жаль, что органный концерт был только на следующий вечер. Как истинные кошатники не могли пройти мимо «Кошкиного дома» - одного из символов Старой Риги: дом, на башенках которого сидят две железные кошки.
Посмотрели на музей оккупации, но снаружи. Пофотографировались. Пытались найти приличные сувениры – только янтарь по непомерным ценам и матрешки («матрешкас»).
И решили ехать в пригороды. Тем более нашли на latviatourizm.lv мини-зоопарк «Добули» и ребенок попросился туда. Из Риги выезжать надо на Каунас на север и затем км в 30 свернуть налево на Dzimtmica. И по грунтовке перед лесом через пару км будет указатель налево с длинной надписью. Вот туда и надо. Только прежде нужно позвонить. Телефон могу дать позже.
Нас встретил хозяин (вот имя не запомнил, к сожалению). Прекрасно говорит по-русски. Сам зоопарк – это на самом деле частная ферма. Есть пони (4 шт.), ослик очень обидчивый, что не к нему первому подошли. Много забавных хрюшек разных пород, камерунские козочки.
И много-много кроликов. Я даже о таких и не слышал: вислоухие, пуховые и т.п.
Есть курочки, утки, гуси. И один королевский фазан неописуемой красоты. Вот павлина не удалось заставить распустить хвост. Всех можно погладить и покормить. С собой лучше взять морковку какую-нибудь или хлеб. Но не соленый! Ребенок был в восторге. И всего за 5 лат на всех. Рядом есть мангал, можно посидеть на берегу пруда, если погода позволит.
Но наш путь дальше по этой же трассе – в город Бауска. Там, если верить Интернету, есть пара интересных замков, парков и музей ретроавтомобилей. В самом городе замок стоит на выезде на Pilsrunsdale на берегу реки. Он реставрируется. Есть музей и смотровая площадка. Но самое интересное – это упомянутый Pilsrunsdale км в 10 от города. Там же и музей автомобилей. Это дворец (хотя латыши называют это замком) с парком в стиле Царского села. Фонтаны, зелень. И ветер с дождем Так что ограничились внешним осмотром. Музей старой техники работает только до 17 часов, так что увидели лишь какую-то старую немецкую машину и наш «горбатый».
От Бауска в сторону Риге на выезде из города, если повернуть налево в сторону Mezotne, то можно подъехать к другому дворцу, построенному по заказу Екатерины II. Парк тоже есть, но поменьше. И гостиница.
Во-общем, если бы не погода поездка бы удалась.
6 день
Наутро надо выдвигаться в Палангу. По прямой – около 300 км. И снова мы не ищем легких путей. Маршрут такой: Рига – Юрмала – Тукумс – Лиепая – Паланга. Утром обнаружили глюк карты iGO: ей так понравился замок Pilsrunsdale, что она предложила ехать в Юрмалу через него – а это около 200 км вместо 15 . Пришлось вспомнить навыки езды по картам. Но выехав из города все поправилось. Въезд в Юрмалу платный: 1 лат. Платить через автомат. Чек так никто и не спросил. Проскочить без оплаты не получится – за пунктом оплаты стоит полиция. Вообще все эти приморские города (что Саулкрасте, что Юрмала) очень напоминают Сестрорецк, Репино, Комарово и т.п. Очень много гостиниц, кафешек. Зарулили на пляж на выезде, тем более погода поменялась кардинально и уже утром было около 15 С. И солнце. Погуляли, посидели. И в путь.
На выезде из Юрмалы искали сернистые источники, в которых можно умыться, чтобы помолодеть Но ни указателей, ни чего. Проехали, сделав заметку на будущее.
Наш путь в Тукумс – небольшой райцентр к западу от Риги. В центре города народные гулянья в честь праздника Весны (1 мая как никак). В местном информ.центре взяли координаты охотничего замка рижского бургомистра. Оказалось нужно проехать на Вентспилс км 5 и там будет указатель. Сам замок оказался дворцом постройки начала 20 в в стиле неоготики из красного кирпича. Сейчас там музей и гостиница. Рядом парк с деревянными статуями лягушек , пруд с лебедями. Словами сказать трудно: все в цветах, зелени. И неоготика. Во-общем, потрясающе.
Дальше едем, доверившись навигации, на Лиепаю. И через 10 км дорога кончилась, в смысле, асфальт. И начались около 100 км гравийных дорог. Пыль столбом, камни, скорость – не более 70. Но в населенных пунктах асфальт. В конце концов мы выехали на трассу. И через 20 км приехали в Лиепаю – типичный портовый город. Там заправились латышско-российским бензином. На всех заправках как в Эстонии, так и в Латвии сначала заправляешься сколько нужно, затем платишь. Никто в спину не гудит. Спокойствие. Везде принимают карточки.
По дороге в Литву перед самой границей увидели указатель: «… national parkas» и дорога в сторону моря. Опять грунтовка (около 7 км) и дюны. КРАСОТА!!! Белый песочек, маяк, тихое, спокойное море. Никого народу на всем пляже до горизонта. Решаем провести вечер здесь, тем более до Паланги около 30 км. И несколько часов втроем играли в куличики, бросали камешки и просто бегали . Ребенка да и маму утащил оттуда со скандалом. На обратной дороге встретили оленя: он постоял, подождал, пока жена достанет фотоаппарат и сфотографирует его и только потом убежал дальше . И через 40 минут, когда уже начало темнеть, мы в Паланге. Первым делом пошли на их главную улицу, которая идет от Собора к морю. Вся улица – а это около 1,5 км одни сплошные кафе и гостиницы. И народу – просто затопчут. Правильно, что на пляжу посидели по дороге – здесь бы это не удалось. Погуляли, посмотрели и спать. Правда вечером поздно пришлось переставить машину на другую сторону гостиницы, т.к. она чем-то не понравилась подросткам с верхнего этажа – постоянно показывало, что срабатывал датчик удара – они, похоже, поливали ее и соседнюю машину водой с балкона. Скандалить не стал, просто переставил.
7 день
А утром – в Вильнюс. Теперь нетрадиционным
![smile.gif](/forum/style_emoticons/aiwan/smile.gif)
От Клайпеды да Вильнюса – автобан с ограничением в 130 км. Периодически встречаются ремонты и ограничение в 70. Камер нет, но стоят с радарами довольно часто. Так что 300 км проехали часа за 3. Местные едут 120-140, но не более.
Не доезжая км 30 свернули на Тракай – местный замок считается главной литовской достопримечательностью. Но опять пошел сильный ливень, а там надо идти через 100 метровый мост в огромной толпе туристов с зонтами. С парковками проблема, и они платные, но местные жители зарабатывают оригинальным способом: свои участки очистили от деревьев и пускают машины постоять. Час 1 лат, весь день – вроде 5 лат. Повсюду стоят зазывалы с картонными знаками «Р» в руках. Но из-за дождя ограничились лишь фото из машины со стороны.
Дождь кончился, когда приехали в гостиницу. И снова жили в 10 минутах ходьбы от Старого города. Гостиница Comfort Vilnius. Парковка всего на 5 мест снова, но прямо у входа.
Сам Старый город встретил толпой поляков и снова дождем. Двигаемся перебежками от сувениров до сувениров. Переждать решили в греческом ресторанчике. Обед обошелся около 800 руб. (80 лит: 66 лит сам обед и 14 чаевые – уж больно веселый был официант).
В самом городе обязательно надо посетить башню Гедиминаса на холме, куда везет фуникулер. Оттуда открывается потрясающий вид на весь Вильнюс. Центральный кафедральный собор, который мы сначала приняли за театр – уж больно похож. Да и просто погулять по окрестностям.
8 день
После очень скромного завтрака и бесцеремонных поляков на нем поехали дальше.
Чтобы не ехать через Белоруссию, едем через Латвию: Вильнюс – Даугавпилс – Резекне – Остров – Псков.
По дороге нашли «Центр Европы» - монумент километрах в 30 от Вильнюса. Стела и знак. Можно купить сувенирчики, а также за 5 лит (50 руб.) напишут сертификат, что вы там были. Надо сказать, очень демократично по сравнению с той же Финляндией с Полярным кругом, где это стоит уже 15 EUR. По-моему, литовцы немного схитрили, когда измеряли Европу – в расчет принимался Шпицберген и Канарские о-ва, т.е. это центр политической карты Европы, а не материка. И почему-то там висят только флаги стран, входящих в Евросоюз.
Чтобы потратить оставшиеся наличные деньги решаем на них заправиться, и снова на Лукойле, но ошиблись на 1 лит и пришлось платить карточкой . Но заправились позже – как раз влезло на 111 лит (по 3,73 лита за литр). Просто это была единственная заправка с предоплатной системой. На границе с Латвией нас тормознула полиция, но уже латышская. Проверили документы и пожелали доброго пути.
Уже в Латвии ребенок настоятельно затребовал есть, а с общепитом на трассе вообще напряг. В Резекне нашли итальянский ресторан, где меню на русском, официантки – русские, да и среди полного зала латышей мы не услышали. Итог: 680 руб. за три супа, огромную тарелку макарон с сыром и пиццу.
Самое интересное началось на границе. Мы были пятыми в очереди. Не забудьте получить бумажку в будочке, предъявив техпаспорт. Пускают Грузовики же растянулись на 17 км! Прождав около 30 мин. – пересменка на российской стороне (опять! В 17 часов по Москве!). Латыши, узнав, что в машине сидит ребенок сами подошли, посмотрели и пропустили. Наши заставили вытащить ребенка из кресла, показать и обратно посадить. Таможня осмотрела машину достаточно быстро. Когда осталось получить последний штампик в декларации, заполненной при выезде (на финской границе зимой ее никто и не смотрел), таможенница (женщина лет 50 с погонами прапорщика или как там они называются в таможне) заявляет, что выпустить нас не может – типа, штампики-то на выездной декларации, поставленные в Ивангороде, поддельные. Должны светиться в ультрафиолете, а они не светятся. Подозвала напарницу – такую же. Та кивает головой. Я даже растерялся. И начинается: «Да вы знаете, что бывает за подделку документов и т.п, проверку надо проводить». Сначала пытался сдуру оправдываться, но эта фраза вывела из себя. Начинаю орать на них, чтоб проверяли и делали свою работу. Уже спокойнее мне отвечают, что проверять долго, муторно и не хочется. Но выпустить не могут. Начинаю орать еще больше про их обязанности, чтоб проверяли бегом, а я не тороплюсь, подождем и т.п. Но ребенка голодного они будут кормить, причем грудью! После этого мне молча ставится штампик на выезд. Сажусь в машину. Догоняет одна из них: «Надо смотреть VIN, т.к. вдруг все-таки поддельные и т.п». Открываю капот – смотрите. Смотрит куда-то на двигатель: «Все в порядке, проезжайте».
На выезде с поста – шлагбаум. «Плата за проезд по территории Псковской области». С меня взяли 280 руб. Берется с иногородних. Под впечатлением от таможни даже сил спорить нет – платим. Дороги действительно неплохие (выше среднего по России), но все равно трясет.
До Пскова около 120 км. Проехали часа за 1,5, встретив одну засаду за знаком «50». Карты города нет – едем наобум. Но все-равно пришлось спрашивать. Город чистый, очень ухоженный. Дороги в центре отличные.
Жили в гостинице «Кром» на ул. Металлистов. Гостиница 2* представляет собой общежитие, переделанное в гостиницу. Агентство забронировало нам номер «люкс» с завтраком. Люкс оказался двухкомнатным, но вся обстановка была еще с советских времен. Как и сантехника. Но довольно чисто и аккуратно. И это был единственный приличный номер с удобствами для трех человек. Номер стоил 2400, но с нас агентство взяло аж 4300, обещая царские условия. В бухгалтерии взяли бумагу о стоимости и о не соответствии обещанного с реальностью. Там я услышал прикольную фразу, что обычно так москвичей агенства накалывают, а тверских-то за что .
9 день
Но завтрак был вкусный. И вот мы снова в пути. До Твери есть два пути: через Великие Луки (540 км) или через Великий (опять же) Новгород – 543 км. Едем, конечно, через Новгород, про М9 я уже писал – дорогои нет. Все по iGO. Сначала на Порхов. По приличной дороге, затем свернули с нее куда-то и по грунтовке в лучших латвийских традициях км 60. И снова выехали на прекрасный асфальт с указателями: «Псков – направо 62 км, В.Новгород – налево 120 км». Т.е. существует более приятная дорога из Пскова на Новгород, только iGO про нее не знает. Отличная дорога (скорость 120) заканчивается вместе с Псковской областью км в 20 от выезда. Далее – яма на яме, а райцентре Сальцо и вовсе заканчивается. И вновь начинается км через 50. Но очень своеобразно: там идет ремонт, так ямы засыпаются сначала мелкими камешками, затем чуть позже вручную заливаются гудроном. И эти камни летают по всей дороге, за что я и поплатился большим сколом на лобовом стекле. На заправке виде Фокус с разбитой фарой. Хотя скорость была около 50. В виде бонуса – мощный дополнительный слой антикора толщиной мм в 5 на днище, порогах и арках и пятна битума на всей корме.
Ну а от Новгорода все знакомо. И около шести вечера мы дома.
За всю поездку прошли 3160 км со средней скоростью 63 км/ч. Средний расход составил 8,0 л, что для 2 литров и 140 л.с. считаю неплохо, тем более часто ехали в рваном режиме и по городам.
По деньгам – на гостиницы, визы, мед. страховки и услуги агенства ушло 24 тыс. Причем моя страховка на год от компании не прокатила: чтобы была страховка от невыезда (а мы боялись, что добрые эстонцы визу не дадут) необходимо здоровье страховать в этой же компании. Дополнительно КАСКО на месяц за бугор 620 руб. и Грин Карта 1200 руб. На бензин в пересчете на рубли ушло около 7 тыс. На еду почти не тратились, т.к. накупили всяких пюре б/п. Да покупали в супермаркетах хлеб, сок да пару раз салаты. В кафе ели раза 3-4, да и то в основном, чтобы ребенка покормить.
Всего на 9 дней ушло по предварительным подсчетам не более 40 тыс. руб. И это на троих. С сувенирами и всякой мелочью. Причем во всех гостиницах у нас были доп. кровати, а в Паланге даже номер "Люкс".
Общие впечатления:
В Прибалтике интереснее не в столицах (может быть, за исключением Таллина). И не стоит бояться разговоров про то, что русских там не любят. Подавляющее большинство людей относятся очень доброжелательно, всегда помогут. Причем на русском языке. Есть верхушка и группы (я бы сказал, группки) людей, которые пытаются натравить жителей на Россию. Но и они, в большинстве своем, к счастью разделяют русских людей и Россию и спорят там на своем уровне, в верхах. И это никак не касается туристов. Мне очень понравилась фраза в рижском бесплатном журнале на английском. Его редактор – девушка лет 25, родившаяся в Австралии и сейчас вернувшаяся в Латвию как «хозяйка». Так вот (перевожу почти дословно – выучил:)): «Основной проблемой стран Балтии является то, что если бы в них политики прислушивались к общественному мнению, то они никогда бы не были независимыми. Связь и память о России настолько сильны, что единственный способ, чтобы их разрушить, чтобы объяснить людям, что Россия далеко и нечего не нее оборачиваться – это конфронтация (не имеется в иду война, так споры) с Россией. Да, этот путь рискованный. Но если победим, то это будет всеобщее благо».
Про чиновников в России просто промолчу.
Главное впеатление от поездки (из политических
![smile.gif](/forum/style_emoticons/aiwan/smile.gif)